Стр. 69
Работаем с картой
1. Найдите на карте территорию Киевской, Черниговской, Переяславской, Тмутараканской земель.
2. Покажите на карте место первого крупного столкновения русских и половецких войск.
Стр. 69
Изучаем документ
1. Объясните понятия: холопство, ростовщичество.
Холопство – состояние полной подчиненности и зависимости от господ.
Ростовщичество – это акт предоставления ссуды с условием возврата суммы с учетом процентов.
2. Объясните своими словами понятие «ссуда». В каком виде могли получать ссуду?
Ссуда – это долг, который один человек берет у другого, и он может быть выдан в форме денег или продуктов питания, таких как хлеб.
3. Каким образом «Устав…» ограничивал распространение холопства?
Распространение холопства было ограничено Уставом, который давал право на суд. Запрещалось превращать в холопов людей, которые взяли займ на еду, и требовалось, чтобы они отработали свои долги.
4. Какие права оставались за холопами?
Если закупщик возвращал долги, у него оставалось право не становиться холопом.
Стр. 69
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Подготовьте доклад (не более 150 слов) по теме «Мономах – история имени». Обсудите его в классе.
2. Используя картину художника И. Я. Билибина «Любечский съезд князей» (с. 66) и текст учебника, составьте рассказ об этом событии.
3. Сравните вооружение русских и половецких воинов (по материалам учебника и Интернета).
4. Назовите князей, правивших в Киеве более 30 лет.
5. Составьте в тетради генеалогическое древо князей, упомянутых в тексте этого и предыдущих параграфов. В какой степени родства они были?
§10 Общественный строй и церковная организация на Руси
Вопрос в начале параграфа
В чём состояли особенности устройства общества на Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?