Стр. 39
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В каких отечественных и зарубежных исторических источниках говорится об образовании Руси? Кем были их авторы? На каких языках они написаны?
2. Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси и ее первых князьях?
3. Какие версии происхождения названия государства Русь указаны в параграфе?
4. О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?
5. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.
6. Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?
Стр. 39
Работаем с картой
1. На карте покажите территории, реки и города, о которых говорится в параграфе.
2. Покажите на карте основные торговые пути того времени. Почему они были основными? Какие страны и народы того времени они связывали?
Стр. 39
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Современные учёные считают заявление норманистов о том, что без приглашения правителей-норманнов славяне не смогли бы создать своё государство, не соответствующим выводам современной науки. Дело в том, что создать государство, если у народа ещё не созрели предпосылки для его образования, невозможно. А у восточных славян к моменту призвания варягов предпосылки образования государства были уже сформированы. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, приведите аргументы, которыми можно подтвердить данную точку зрения.
Стр. 39
§6 Становление Древнерусского государства
Вопрос в начале параграфа
Какие перемены в жизни восточных славян произошли со становлением Древнерусского государства? Какое значение имела деятельность первых русских князей?