Стр. 34
Изучаем документ
1. Пользуясь текстом параграфа и сведениями документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении.
Восточные славяне жили на берегах озер и рек. Они жили в небольших полуземлянках размером 10-20 м2, которые отапливались дымом. Каждый посетитель считался ценным гостем в таком доме. Славяне были отличными воинами, которые жестоко сражались с врагами. Религиозные обряды занимали особое место в их жизни.
2. Оцените, как относится автор к славянам – уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому.
Автор относится к славянам с противоречивыми эмоциями – он с одной стороны выражает пренебрежение (живут они в небольших домах, идут на сражение без должной экипировки), но с другой стороны проявляет уважение (они обладают впечатляющим ростом и силой).
3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, как назывался верховный бог у славян.
Верховный бог у славян – Перун.
Стр. 34
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Каким образом история восточных славян связана с Великим переселением народов?
2. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?
3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а в чём различие? Представьте материал в виде таблицы в тетради.
Стр. 34
Повторяем и делаем выводы
1. Назовите наиболее известные стоянки древних людей на территории современной России. К каким периодам истории они относятся? Каковы были занятия этих людей? Чем определялся характер этих занятий?
2. Как называется переход от присваивающего к производящему хозяйству? К каким изменениям в жизни человечества он привёл?
3. Где и когда на территории современной России возникли первые государства? Назовите их. Что в них было общего и особенного?
4. Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?