Стр. 25
Работаем с картой
1. Найдите на карте направления миграции народов и племен в эпоху Великого переселения народов.
2. Покажите на карте территории расселения скифов, расположения греческих городов-государств, Хазарского каганата. На каких водных путях были расположены эти территории?
Стр. 25
Изучаем документ
1. Какие обряды описаны в тексте документа?
Ритуалы жертвоприношений, прорицание, церемония заключения договора о дружбе.
2. Из истории Древнего мира вспомните, у каких еще народов были известны такие обычаи и обряды?
2. Из истории Древнего мира вспомните, у каких еще народов были известны такие обычаи и обряды?
3. Откуда Геродот почерпнул эти сведения?
Геродот посещал Северное Причерноморье.
4. На основании сведений, приведённых Геродотом, составьте рассказ о религиозных верованиях скифов.
У скифов было вероисповедание, основанное на жертвоприношениях богам, которым они служили. В религиозных обрядах важную роль играли предсказатели, которые гадали на ивовых прутьях и предсказывали будущее. Отношение к заключению договоров у скифов было особенным. Они проводили обряд, в ходе которого участники договора обменивались кровью, чтобы заключить священную клятву. Таким образом, каждый договор у скифов был скреплен кровью.
Стр. 25
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Как влияло нашествие кочевников на судьбу оседлых народов?
2. Какое влияние оказывали оседлые народы на кочевников?
3. Можно ли найти положительные последствия в кочевых нашествиях?
4. Используя Интернет и дополнительную литературу, выясните, какие народы проживали в Крыму с древнейших времён до IX в. и как между ними складывались отношения. Составьте в тетради план ответа по этим вопросам. В последнем пункте плана перечислите народы, которые проживают в Крыму сегодня.
5. Составьте таблицу «Древнейшие государства на территории нашей страны». В таблице должно быть указано время существования государств, занимаемая территория, государственная религия (если она была).