Из сочинения Роджера Бэкона
В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с помощью ной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. способ раскалывать алмаз хорошо знаком ювелирам. Но Можно построить приспособления для плавания без гребцов так, чтобы самые большие корабли приводились в движение силой одного человека, двигаясь при этом с гораздо большей скоростью, чем если бы они были полны гребцов. Можно сделать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим. Прозрачные тела могут быть так отделаны, что отдалённые тела покажутся близкими, и наоборот. На невероятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, рассматривать звёзды; где пожелаем, скрытое станет видимым.
1. Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах?
2. Как вы считаете, вступал ли Бэкон, высказывая такие идеи, в конфликт с Церковью?
3. Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон?
1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?
2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение?
3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать?
4. Заполните в тетради информационную таблицу «Знаменитые учёные европейского Средневековья»,
5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?
6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?
1. Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья.
2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему.
3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт?
4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование.
5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?