1. Приведите факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия.
2. Почему походы европейских рыцарей против турок были названы Крестовыми?
3. Подсчитайте, сколько лет просуществовала Византийская империя.
4. Сколько причин падения Византии называется в тексте параграфа? Перечислите их.
5. Начертите в тетради план Константинополя (см. с. 52). Нанесите на него подробности осады и штурма города, описанные в тексте параграфа.
1. Объясняя причины поражений сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куём им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.
2. Исследуйте проблему: почему помощь Западной Европы Византии оказалась столь слабой? Используйте для работы свои знания по истории европейских стран XIV-XV веков, дополнительную литературу.
3. Назовите известных вам современников Мехмеда II во Франции, в Англии и Испании.
4. Герб рода византийских императоров стал гербом России. Как это произошло? Проведите исследование и оформите его результат письменно.
Подведем итоги
Вопросы и задания к главе VIII
1. Составьте характеристику Яна Гуса. Почему этот человек прославился в истории?
2. Каковы были последствия Гуситских войн для Чехии? Как вы считаете, каких из них было больше - положительных или отрицательных?
3. Как изменялось место Византийской империи в мире в эпоху Средневековья?
4. Исследуйте проблему «Каковы различия в судьбе славянских народов, принявших католичество и принявших православие?»,
5. Расположите в хронологической последовательности события истории Балканского полуострова: а) битва на Косовом поле; б) осада Константинополя войсками Мехмеда II; в) образование Османского государства на северо-западе Малой Азии; г) освобождение Болгарии от власти Византии.
Творческие работы и проекты
Информационный проект «Путешествие по памятным местам гуситского движения». С помощью дополнительной, справочной литературы, туристических буклетов и интернет-ресурсов соберите информацию о памятных местах современной Чехии, связанных с деятельностью Яна Гуса и гуситским движением. Расспросите родственников и знакомых, побывавших в Чехии, об их впечатлениях. Нанесите эту информацию на карту Чехии и спланируйте маршрут для виртуальной экскурсии. Оформите результат проекта в виде презентации. Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя». Напишите о событиях того времени от лица турка из армии султана или защитника города. Представьте результат работы классу. Обсудите в классе, почему одно и то же историческое событие его участники воспринимают по-разному.