Вопросы в конце параграфа
№ 1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?
№ 2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.
№ 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?
№ 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?
№ 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
№ 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?
№ 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI-XII веках.
Вопросы и задания в рубрике «Подумайте»
№ 1. Подготовьте развернутый ответ на следующие вопросы, постаравшись назвать несколько причин: почему, отделившись друг от друга, ремесло и сельское хозяйство стали развиваться быстрее, чем раньше? Почему деревенские мастера вынуждены были уходить из родных селений и искать новые места для работы и жизни?
№ 2. Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископы, знатные феодалы?
№ 3. Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?
№ 4. Уточните с помощью словаря, как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом. Предположите, почему это произошло.
№ 5. Оба утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» – правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие?
№ 6. Соберите информацию о технологии изготовления определенного ремесленного изделия в Средние века. Расскажите о последовательности действий мастера и его помощников, в результате которых создавался шедевр.