Стр. 50
6. Выполните лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева», руководствуясь инструкцией на с. 60 учебника.
Цель работы: изучить внутреннее строение ветки дерева.
Материалы и оборудование: ветка дерева, ручная лупа, скальпель, пинцет, препаровальная игла.
Ход работы
1. Рассмотрите ветку, найдите чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?
2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью луны рассмотрите слои стебля на срезах. Используя текст § 10 и рисунок 38, определите название каждого слоя.
3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в параграфе, как называется внутренний слой коры. Какое значение имеет луб для растения?
4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.
5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в параграфе об этом слое и его значении.
6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.
7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева. 8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине?
Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.
9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту: лежащие ближе к сердцевине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.
7. Выполните лабораторную работу «Чечевички. Определение возраста ствола по спилу», руководствуясь инструкцией на с. 60 учебника.
Цель работы: изучить строение стебля.
Материалы и оборудование: ветви бузины, черёмухи, дуба и других деревьев и кустарников.
Ход работы
1. Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черёмухи, дуба и других
деревьев и кустарников.
2. Определите возраст какого-либо спиленного дерева по годичным
кольцам.
3. Сделайте вывод.