Стр. 42
Моя лаборатория.
СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель работы: изучить строение семени двудольного растения.
Материалы и оборудование: семена фасоли (сухие и предварительно замоченные и набухшие), препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.
3. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешск, стебелёк, почечку.
4. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
5. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
6. Сделайте вывод о строении семян двудольных растений.
СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель работы: изучить строение семени однодольного растения.
Материалы и оборудование: семена пшеницы (сухие и предварительно замоченные и набухшие), скальпель, препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 26, изучите строение зародыша.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Сделайте вывод о строении семян однодольных растений.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?
Состав семян пшеницы и подсолнечника
Содержание жиров в клетках семян растений
▪ Используя различные источники информации, выясните, какими органическими веществами богаты семена разных растений. Как эти семена использует человек?
▪ Подготовьте сообщение и обсудите этот вопрос в классе.
▪ 85% видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15% видов его не имеют.
▪ Эндосперм обеспечивает питательными веществами развивающийся зародыш. У одних растений в нём преобладают углеводы, у других — белки, у третьих — жиры.
▪ Семя, как правило, относят к генеративным органам. Но семя — особая многоклеточная структура сложного строения. Это зачаточный организм, дочернее растение, развивающееся на материнском. Ему присущи все жизненные функции организма.