Параграф 3. Химический состав клетки.
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое химический элемент?
2. Какие химические вещества вам известны?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.24)
1. Каких химических элементов больше всего в клетке?
2. Какую роль в клетке играет вода?
3. Какую роль в клетке играют минеральные соли?
4. Какие вещества относят к органическим?
5. Каково значение органических веществ в клетке?
6. Что указывает на общность живой и неживой природы?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
Моя лаборатория
ОБНАРУЖЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИЯХ
Цель работы: обнаружить воду и минеральные вещества в растениях.
Материалы и оборудование: кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян, пробирка, спиртовка, пипетка, пинцет, металлическая пластинка. Выполняйте данную лабораторную работу только в лаборатории, под руководством учителя.
Ход работы:
Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?
Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Сделайте вывод.
ОБНАРУЖЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИЯХ
Цель работы: обнаружить органические вещества в растениях.
Материалы и оборудование: зёрна пшеницы, клубень картофеля, семена подсолнечника, марля, лист бумаги, раствор йода, крахмал, стакан с водой, ступка с пестиком, пробирка, пипетка, пинцет, металлическая пластинка.
Ход работы:
Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.
Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.
Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в неё 2—3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет.
Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2—3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал (рис. 15).
Рис. 15. Крахмальные зёрна в клетках клубня картофеля
Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.
Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги: вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.
Результаты своего исследования занесите в таблицу.
Биология Пасечник Учебник §3
Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Изучив параграф и проведя опыты, заполните в рабочей тетради схему «Химический состав клетки».