Параграф 2. Строение растительной клетки.
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое клетка?
2. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
3. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.16)
1 Какое строение имеет растительная клетка?
2 Какую роль выполняют пластиды в клетках растений?
3 Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
4 Какую функцию выполняет клеточная стенка (оболочка) в клетках растений?
5 Какую функцию выполняет генетический аппарат клетки?
6 Какие особенности строения, отличающие их от клеток других организмов, имеют клетки растений?
ПОДУМАЙТЕ!
С чем связаны особенности строения растительных клеток?
ШАГИ К УСПЕХУ
Для того чтобы лучше усвоить материал изучаемого параграфа, необходимо составить его план. План должен отвечать следующим требованиям:
1 Пункты плана должны отражать главные мысли.
2 Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
3 Пункты плана должны быть сформулированы кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на смысловые единицы, а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.
Моя лаборатория
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕПАРАТА КОЖИЦЫ ЧЕШУИ ЛУКА ПОД МИКРОСКОПОМ
Цель работы: научиться самостоятельно приготавливать препарат кожицы чешуи лука для изучения клеточного строения под микроскопом.
Материалы и оборудование: луковица, раствор йода, фильтровальная бумага, марля, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла, вода.
Ход работы:
1 Рассмотрите изображённую на рисунке 10 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2 Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3 Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
4 При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
5 Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
6 Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
7 Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
8 Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
9 Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
10 Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
11 Зарисуйте 2–3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 11).
12 Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.
13 Сделайте вывод.
ПЛАСТИДЫ В КЛЕТКАХ ПЛОДОВ ТОМАТОВ, РЯБИНЫ, ШИПОВНИКА
Цель работы: познакомиться с особенностями строения пластид в клетках мякоти плодов томата, рябины, шиповника.
Материалы и оборудование: плоды томата, рябины, шиповника, вода, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:
1 Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
2 Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
3 Зарисуйте строение клеток.
4 Сравните форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 12. Определите, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотнесите их с рисунками плодов.
5 Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
6 Обсудите с товарищами по классу результаты лабораторных работ.
7 На основе цели работы (см. с. 18) и проведённых наблюдений сделайте выводы.
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ЛИСТА ЭЛОДЕИ
Цель работы: познакомиться со строением клетки листа элодеи.
Материалы и оборудование: элодея, вода, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:
1 Приготовьте препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровный стеклом.
2 Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
3 Сравните увиденное под микроскопом с рисунком 13.
4 Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
5 Сделайте вывод.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. В своей книге «Микрография, или Описание малых предметов» он писал: «Это могло бы казаться невероятным, если бы в этом не убеждал нас микроскоп с очевидной наглядностью».
Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки у пробкового дуба, он насчитал до 125 млн пор, или ячеек, в одном квадратном дюйме (2,5 см) (рис. 14). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки — он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений. Ядро клетки было открыто только в 1831 г., а цитоплазма ещё позднее.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1 Хотите увидеть «исторический» препарат Р. Гука из XVII в.? Вы можете его приготовить и изучить вместе со взрослыми. Для этого попросите учителя или родителей вам помочь. Необходимо положить тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клеток воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.
2 Прочитайте отрывок из книги «Занимательная биология» автора И. И. Акимушкина и ответьте на вопросы.
• Используя информацию из дополнительных источников, выясните, у каких растений можно увидеть клетки невооружённым глазом.
• Найдите в тексте утверждение, которое указывает на единство живой природы.