1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
2. Разделите приведённые на предыдущей странице пословицы на группы по темам. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, используйте слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы из басен И. А. Крылова вошли в речевой обиход и стали народными, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.
4. Определите смысл поговорок.
Заткнуть за пояс - победить кого-либо.
Рвёт и мечет - ...
При царе Горохе - ...
Медведь на ухо наступил - ...
Составьте предложения с этими поговорками.
5. На титульный лист своей книги «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
6. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? При-думайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
7. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы использовать в своей разговорной речи?