4. О чём сожалеет герой стихотворения и что его радует?
5. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
6. Как вы понимаете следующие строки?
- Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
- Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
- Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
7. Кого объединяет слово «наш» в тексте?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
8. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
9. «Бородино» - это первое стихотворение М. Ю. Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения – раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в победных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит голос бывалого солдата с разговорными интонациями и вместе с тем выражающий чувства достоинства и скорбного осознания «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?
3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актёра. Что вам понравилось в актёрском чтении, а что – в чтении одноклассников?