Параграф 12. Письменность и знания древних египтян
Вопросы и задания первой рубрики
Объясните значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.
Проверьте себя
1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
2. Чему и как учили в школах Египта?
3. Кем становились выпускники школ?
4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.
5. Как выглядит древнеегипетская книга?
Вопросы и задания второй рубрики
Подготовьте электронную презентацию о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и дополнительные источники информации, в том числе Интернет). В своём сообщении обязательно дайте ответ на вопрос: в чём состоит значение открытия Шампольона для исторической науки?
Подумайте
1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)?
2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?
Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» (см. с. 64) и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца.
Как учителя поддерживали порядок на занятиях?
Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»
Подведём итоги и сделаем выводы
Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?
Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?
Составьте схему, показывающую состав египетского общества.
В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?
В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший?
Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?
Какие из них сохранились до наших дней?
Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо?
На чём писали древние египтяне?
Какими знаниями обладали египетские жрецы?