Параграф 5. Появление неравенства и знати
Вопросы и задания первой рубрики
Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь, соседская община, торговля.
Проверьте себя
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Вопросы и задания второй рубрики
Опишите рисунок «Посёлок земледельцев и скотоводов» (см. с. 31). Используя памятку 1 на с. 316 – 317, составьте в тетради план ответа по теме «Один день в жизни посёлка». Расскажите по составленному плану о занятиях жителей посёлка. В рассказе обязательно используйте изученные понятия.
Проектная деятельность.
Используя памятку 2 на с. 317, подготовьте проект «Первые люди в моём родном крае». В ходе своей работы узнайте наиболее известные исторические события (даты), связанные с темой проекта, и выясните, сохранились ли какие-либо памятники древнейшей культуры на территории вашего региона. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив краеведческий музей
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные.)
С помощью дополнительных источников информации (в том числе Интернета) найдите информацию о первобытных вождях. Составьте в тетради их краткую характеристику. Назовите любые два-три отличия, присущие вождям.