Стр. 46
Параграф 7. Описание результатов исследований
ВСПОМНИТЕ:
1. С какой целью проводятся научные исследования?
2. От чего зависит выбор методов исследования в биологии?
3. Что такое биологический рисунок и для чего он нужен?
Стр. 49
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. С какой целью проводятся описания в ходе биологических исследований?
2. Какие требования предъявляются к научному описанию?
3. Чем количественное описание отличается от качественного?
4. Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы,
диаграммы и графики?
5. Что такое таблица? С какой целью она применяется в научных описаниях?
6. Чем схема отличается от таблицы?
7. С какой целью в научных описаниях используются диаграммы? Какие виды диаграмм вам известны?
8. Какой вид представления научной информации называется графиком? С какой целью в научных описаниях он используется?
9. Какой прием мыслительных действий мы обязательно используем при проведении научного исследования?
Почему исследование, результаты которого представлены в виде таблицы, диаграммы или графика, легче анализировать, чем те, которые их не содержат?
Стр. 50
Моя Лаборатория
1. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к описаниям.
2. Используя рисунок 28 (на с. 47 в учебнике), представьте химический состав клетки в виде круговой диаграммы.
3. Рассмотрев график на рисунке 31 (с. 48 в учебнике), определите, в какие промежутки времени температура воздуха снижается, повышается, повышается наиболее быстро? Подумайте, от чего может зависеть изменение температуры воздуха в течении суток? Какими приборами нужно воспользоваться для проведения подобных измерений и каковы должны быть их шкалы деления?
4. Рассмотрите внимательно рисунок 33. У бабушки на огороде 3 свободных участка, она решила посадить там различные деревья яблони, груши и сливы. На первом участке она посадила одинаковое количество деревьев – по 15 штук (см. рис. 33, а), на втором и третьем участке разное количество.
Представьте данные по остальным двум участкам в виде круговой диаграммы (рис. 33, 6).
Переведите информацию из диаграмм в табличную форму и заполните таблицу в рабочей тетради.
Стр. 51
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Прочитайте тексты с научным и художественным описанием цветка лилии.
2. Сравните научное и художественное описание биологического объекта.
3. Сделайте вывод, в чём заключается их разница.
Стр. 52
Проекты и исследования
1. Методы познания живой природы и их значение.
2. Практические и теоретические методы познания живой природы.
3. Наблюдение как метод познания природы.
4. Эксперимент как метод познания природы.
5. Измерение как метод познания природы.
6. Описание как метод познания природы.
7. Использование графических средств при описании результатов исследования.