Глава 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Параграф 4. Методы исследования в биологии
Стр. 28
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое исследование?
2. Какие методы исследования вы знаете?
3. Как человек получает знания о природе?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.31)
1. Какова основная цель науки?
2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?
3. Какие методы исследования в биологии вам известны?
4. Какой факт можно считать научным?
5. Что такое научное наблюдение?
6. В каких случаях биологу проще работать с живыми объектами, а в каких — с фиксированными?
7. Чем научное познание отличается от ненаучного познания?
8. Каково значение ненаучного познания для жизни человека? Влияет ли оно на развитие науки? Приведите примеры.
ПОДУМАЙТЕ!
В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом снежном человеке, приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии его следов и даже самого снежного человека. Было организовано несколько экспедиций для поиска снежного человека. Почему, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев, существование снежного человека не может быть признано научным фактом? Свой ответ аргументируйте.
Стр. 32
Моя лаборатория.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
2. Используя рис. 16, выберите объект для наблюдений, который вам интересен. Составьте список вопросов, на которые вы могли бы получить ответы, проводя наблюдение за питанием, движением или раздражимостью выбранного объекта. Какие приборы, инструменты вы бы использовали для своих наблюдений?
Обсудите с одноклассниками, в чём принципиальное отличие научного познания от эмоционально-чувственного восприятия мира.
Стр. 33
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Проведите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью.
1. Понаблюдайте, у каких растений происходит изменение окраски листьев, какова она у разных растений (рис. 20).
2. Выясните, у каких растений листья остаются зелёными до заморозков.
3. Определите, как долго длится листопад у разных растений.
4. Регулярно записывайте в тетрадь все изменения в жизни растений.
5. По результатам своих наблюдений подготовьте сообщение и выступите с ним.
6. Сравните результаты своих наблюдений с результатами наблюдений других учащихся класса. Обсудите их. Сделайте выводы.
Продолжите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений зимой и весной.