1. Прочитай и подготовь краткое сообщение о том, что увидел и описал рассказчик в произведении Л. Н. Толстого «Акула».
2. Найди и прочитай, как автор передаёт волнение главного героя произведения.
3. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?
4. О каком качестве характера говорит поступок артиллериста?
5. Почему свой рассказ Л. Н. Толстой назвал «Акула»? Можно ли дать другое название?
6. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них. Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать своё отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).
I вариант
(показывает развитие сюжетной линии)
1. Остановка корабля.
2. Купание в парусе.
3. Мальчики плавают.
4. Появление акулы.
5. Мальчики увидели акулу.
6. Артиллерист стреляет из пушки.
7. Спасение мальчиков.
II вариант
(показывает художественные особенности)
1. У берегов Африки. («Несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары».)
2. Долгожданная команда: «Купаться!»
3. Соревнование юных пловцов в открытом море.
4. Отец любуется сыном и подбадривает его.
5. Появление морского чудовища.
6. Визг испуганных мальчиков.
7. Страх и отчаяние отца.
8. Мгновенное (неожиданное) решение.
9. Спасение мальчиков. Крики радости.